ПР 90
Когда речь о проектировании общественных зданий, главным предметом исследования становятся взаимоотношения архитектуры и общества. Александр Острогорский в своем разделе, как обычно, делает это через исторические ракурсы и реминисценции, приняв на сей раз в качестве основной терминологию социолога Бенедикта Андерсона. Именно он ввел понятие воображаемого сообщества, связанного чувством единения на той или иной основе, — будь то принадлежность религии, культуре или профессии. Суть в том, что «объединяющая общность» присутствует скорее в воображении «воображующих», чем в реальном мире. И архитекторы — это еще одно воображаемое сообщество, которое проектирует (воображает) пространства для воображаемых пользователей.
С другой стороны, кто, как не мы, на протяжении тысячелетий наблюдавшие жизнь и смерть городов, цивилизаций, надежд и утопий, знаем, что иногда воображаемое становится даже более реальным, чем что бы то ни было в самом деле существующее. И если, по мнению исследователей, Центр Помпиду стал воплощением мечты русских авангардистов о новом культурном обществе за полвека для этого, то почему бы не предположить, что сегодняшние «прожекты», выпущенные в информационное виртуальное (читай, воображаемое) пространство с достаточным энтузиазмом и убеждением, не обретут свои плоть и кровь, свои конструктив и коммуникации еще лет через n-цать? Или даже быстрее, с учетом «инфляции» скоростей всего и вся. Тем более, что сейчас, по мнению Острогорского, «свято место» для новых воображаемых сообществ — и новой воображаемой архитектуры — вновь оказалось вакантным. «Стоят ли какие-нибудь утопии за общественными сооружениями, спроектированными российскими архитекторами за последние три десятка лет?», — вопрошает он в конце своей статьи. И, с его позволения, мы ответим.
Три десятка лет — это как раз возраст так называемой «новейшей» российской архитектуры, которая началась в конце 1980-х с открытия первых авторских мастерских. Архитектуры, которой посвящена выставка, открывающаяся одновременно с выходом этого номера в Музее архитектуры. При ее подготовке, в которой наша редакция принимает самое непосредственное участие, фактически все, что произошло с начала 1990-х, было заново вытащено на свет, взвешено и оценено, оплакано, раскритиковано или похвалено. И сквозь толщу всех этих впечатлений ситуация сегодняшняя преломляется, а утопии-утопленницы, опутанные тиной рутины, начинают всплывать на поверхность. Да, сегодня «Лахта Центр» и «Федерация» кажутся сколь неоднозначными, столь и сами собой разумеющимися. Однако еще 10 лет назад это были амбициозные мечты о небоскребе XXI века — хотя в наши дни то, что не только воображает, но и строит Стефано Боэри, кажется гораздо более близким этому образу. Да, стадион «Санкт-Петербург» оброс всеми возможными негативными коннотациями — но когда-то проект Кисё Курокавы казался абсолютным космосом, и построй его, как собирались, в 2009-м, воспринимался бы гостем из будущего.
И пусть поиск идентичностей, которые могли бы стать основой утопий для следующих поколений воображаемых сообществ, пока что в самом разгаре; пусть проекты реконструкции памятников утопиям прошлого выходят удачнее, чем попытки возведения новых; но если мы — с достаточным энтузиазмом и убеждением, вот прямо изо всех сил, — начнем по крайней мере воображать себе качественную архитектуру, которую наш журнал без колебаний поставил бы на обложку (пока что на ней — с редкой бережностью отреставрированный образец совмода), — она обретет-таки свои конструктив и коммуникации. Хотя, возможно, к тому моменту это будет называться совсем иначе.
СОДЕРЖАНИЕ
I.проекты: общественные пространства 17
Сколковский институт науки и технологий 22
Школа. «Летово». 30
Средняя школа. «Айб». 38
Центр инноваций и промышленного дизайна НИТУ МИСиС 42
Комплекс общежитий Высшей школы менеджмента СПбГУ 48
Музей автомототехники. «Ретропарк». 52
Фонд современного искусства 56
Павильон. «Зона творческих энергий». 62
Пять мифов о наследии Мундиаля 67
Стадион. «Нижний Новгород». 78
Объекты инфраструктуры спорткомплекса. «Лужники». 82
Центр художественной гимнастики 88
Гольф-клуб Peterhof Lakes Course 92
Аэропорт Большое Савино 96
Аэропорт Платов 100
Бизнес-терминал аэропорта Платов 104
Смелость проявить идентичность 109
МФК. «Лахта Центр», 1-я фаза 122
«Башня Федерация». 126
АДК. «Невская ратуша». 130
Штаб-квартира фармацевтической компании 138
Конторское здание 142
Диагностический центр 146
«Артек-Арена». 150
Отель. «Точка на карте». 154
База отдыха 160
Загородный кампус NICE 164
Советское наследие: сломать нельзя реконструировать 167
ТЦ. «5 планет». 180
Агрохаб 184
Офис продаж ЖК Discovery 188
Офис продаж ЖК. «Небо». 192
Офис продаж ЖК Clever Park 196
Устойчивые выражения 199
Ре-материализация строительства или «Уловка-22» 209
Партнеры 218
Projects: english summary 220
II.технологии и дизайн 235
Мегафасады для мегапроектов 236
Навесные вентилируемые фасады — «рубашка» для современного дома 238
PROBLESKI дизайна 240
Фасады высшей пробы 242
III.тексты: Архитектура и общество 245
Воображаемые сообщества общественных сооружений 247
Центр Помпиду: бюрократия в поисках формы 255
Texts: english summary 268
ПР90
- Модель: обложка 1
- Наличие: Есть в наличии
-
2500р.